МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по вопросам применения мер ответственности и порядка привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения лиц, замещающих муниципальные должности

Cкачать: pdf

Декларационная кампания для депутатов сельских поселений

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам применения мер ответственности и порядка привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения лиц, замещающих муниципальные должности

 

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и реализуется населением непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Осуществление мер по противодействию коррупции органами местного самоуправления является общегосударственной обязанностью и в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции) органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Применяя меры по противодействию коррупции, органы местного самоуправления действуют как часть государства.

Органами местного самоуправления Крыма проводится значительная работа по становлению и развитию местного самоуправления республики.

В целях развития местного самоуправления органы государственной власти Республики Крым реализуют различные меры, в том числе проводят работу по оказанию органам местного самоуправления консультативной, методической поддержки.

В соответствии с Положением о Комитете по противодействию коррупции Республики Крым (далее – Комитет), утвержденным Указом Главы Республики Крым от 29 июня 2020 года № 210-У, Комитет является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, который проводит государственную политику в сфере противодействия коррупции и осуществляет функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Республике Крым.

К основным функциям Комитета относится оказание лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим Республики Крым и гражданам консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации и Республики Крым о противодействии коррупции

Также к полномочиям Комитета относится проведение анализа и проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, должности глав местных администраций по контракту в Республике Крым.

В соответствии с вышеизложенным, Комитет информирует.

Законом Республики Крым от 14 марта 2018 г. № 479-ЗРК/2018 «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений» (далее — Закон Республики Крым от 14 марта 2018 г. №479-ЗРК/2018), наряду с иными нормативными правовыми актами, регулируются антикоррупционные механизмы, касающиеся необходимости соблюдения запретов, ограничений и выполнения предусмотренных антикоррупционных обязанностей лицами, замещающими должности глав администраций по контракту, муниципальные должности в Республике Крым.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым «О Реестре муниципальных должностей в Республике Крым» от 16 сентября 2014 года  №77-ЗРК, к муниципальным должностям в Республике Крым отнесены должности, устанавливаемые уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами, законами Республики Крым, для непосредственного исполнения лицами, их замещающими, полномочий органов местного самоуправления.

В частности к муниципальным должностям Республики Крым, на которых распространяется действие Закона Республики Крым от 14 марта 2018 г.            №479-ЗРК/2018 относятся муниципальные должности в городских советах: председатель городского совета, заместитель председателя городского совета, депутат, председатель комиссии (комитета); муниципальные должности в районных советах: председатель районного совета, заместитель председателя районного совета, депутат, председатель комиссии (комитета); муниципальные должности в сельских советах: председатель сельского совета – глава администрации сельского совета, заместитель председателя сельского совета, депутат, председатель комиссии (комитета); муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования: председатель контрольно-счетного органа, заместитель председателя контрольно-счетного органа, аудитор контрольно-счетного органа.

В 2019 году после принятия Государственной Думой Федерального закона от 26 июля 2019 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и Федерального закона от 26 июля 2019 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13-1 Федерального закона «О противодействии коррупции» в Закон Республики Крым от 14 марта 2018 г. №479-ЗРК/2018 внесены изменения и дополнения.

Данными законами изменен порядок и форма представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе (далее – депутаты сельских поселений), муниципальных образований Республики Крым.

Так, для депутатов сельских поселений установлена возможность вместо сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах) подавать лишь уведомление Главе Республики Крым о том, что в отчетном периоде ими не совершались сделки, общая сумма которых превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года.

Соответствующее уведомление, форма которого установлена Приложением к Закону Республики Крым от 14 марта 2018 г. №479-ЗРК/2018, ежегодно, не позднее  30 апреля, следующего за отчетным, направляется Главе Республики Крым в уполномоченный орган Республики Крым по осуществлению функций по профилактике  коррупционных и иных правонарушений — в Комитет по противодействию коррупции Республики Крым (далее – Комитет).

Сведения о доходах в отношении себя и членов своей семьи подаются депутатами сельских поселений только в случае совершения ими в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» путем направления Главе Республики Крым в Комитет в срок до 30 апреля.

Для лиц, замещающих должности глав местной администрации по контракту, муниципальные должности депутатов в городских и районных советах, должности председателей и заместителей городских и районных советов, должности в контрольно-счетных органах муниципальных образований, а также для депутатов сельских поселений, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, порядок и сроки представления сведений о доходах Главе Республики Крым не изменились.

Лица, замещающие вышеуказанные должности, представляют в Комитет сведения о доходах ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Сведения о доходах представляются по утвержденной Указом Президента  Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 форме справки. Заполнение справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется с использованием специального  программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данная форма справки является унифицированной  для всех лиц, на которые распространяется обязанность  представлять сведения о доходах.

В соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнении соответствующей формы справки в 2021 году (за отчетный 2020 год), изданными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации,  установлен порядок представления сведений лицами, замещающими муниципальные должности (раздел 1 пункт 5).

Так, при невозможности представить сведения лично рекомендуется направить их в государственный орган (в данном случае в Комитет) посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока. Если последний день срока представления сведений приходится на нерабочий день, то сведения представляются в последний рабочий день.

Комитет обращает внимание, что действующим законодательством направление сведений о доходах в электронном виде не предусмотрено, так как сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в соответствии с законом, относятся к информации ограниченного доступа.

В связи с вступлением в силу 6 августа 2019 года Федерального закона от 26.07.2019 № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», уточнена ответственность лиц, замещающих муниципальные должности, за совершение коррупционных правонарушений.

Так, введены меры ответственности депутатов за несущественные искажения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в качестве альтернативы прекращению депутатских полномочий (иные меры ответственности).

Согласно изменениям в соответствии с частями 7.3-1 и 7.3-2 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:

1) предупреждение;

2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;

4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Данные положения нашли отражение в части 17-2-1 статьи 28 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 г. № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» (далее – Закон Республики Крым                         от 21 августа 2014 г. №54-ЗРК).

Отмечается, что порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

При разработке муниципальных правовых актов необходимо исходить из того, что решение о применении к выборному должностному лицу указанных мер ответственности должно приниматься на основе общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость.

В частности, такое решение должно приниматься с учетом характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, а также с учетом особенностей личности правонарушителя, предшествующих результатов исполнения им своих должностных обязанностей (полномочий), соблюдения им других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Иные меры ответственности могут применяться за иные искажения сведений о доходах с учетом фактических обстоятельств дела (осуществляет депутат полномочия на постоянной основе или на непостоянной основе, замещает ли он какие-либо должности в представительном органе).

Данное нововведение призвано повысить эффективность антикоррупционных мер в отношении указанной категории лиц посредством централизованной реализации отдельных антикоррупционных механизмов на уровне субъектов Российской Федерации.

 

Порядок привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения лиц, замещающих муниципальные должности.

 

Требованиями действующего антикоррупционного законодательства, регулирующего порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих муниципальные должности, установлено, что при выявлении в результате проверки, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены антикоррупционным законодательством высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации – Глава Республики Крым обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания, или иной меры ответственности, предусмотренной частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, в связи с установлением возможности применения к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления иных мер ответственности, в случае несущественного искажения представленных указанными лицами сведений о доходах, Глава Республики Крым наделен правом обращения в представительный  орган местного самоуправления с заявлением о применении иной меры ответственности в отношении лица, допустившего несущественное искажение представленных сведений о доходах.

Глава Республики Крым уполномочен на принятие соответствующего решения в течение тридцати дней со дня получения доклада Комитета о результатах  проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицом, замещающим муниципальную должность.

В соответствии с частью 17.2.2 ст. 28 Закона Республики Крым                      от 21 августа 2014 г. №54-ЗРК иная мера ответственности применяется к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления не позднее шести месяцев со дня поступления заявления Главы Республики Крым в представительный орган муниципального образования и не позднее трех лет со дня совершения коррупционного правонарушения.

Представительный орган муниципального образования обязан рассмотреть заявление Главы Республики Крым о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления иной меры ответственности на ближайшем заседании представительного органа муниципального образования, но не позднее чем через 30 дней со дня его поступления в представительный орган муниципального образования, а если это заявление поступило в период между сессиями представительного органа муниципального образования, — не позднее чем через три месяца со дня поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Представительный орган муниципального образования по результатам рассмотрения заявления Главы Республики Крым, заслушав объяснения соответствующего депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, принимает одно из следующих мотивированных решений:

— о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления иной меры ответственности, указанной в заявлении Главы Республики Крым;

— о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления меры ответственности, отличной от указанной в заявлении Главы Республики Крым, но соответствующей мерам ответственности, предусмотренным частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

—  об отказе в применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления меры ответственности, указанной в заявлении Главы Республики Крым.

Основаниями для отказа в применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления иной меры ответственности являются:

— отсутствие в заявлении Главы Республики Крым достаточных фактов несоблюдения депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ, Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ;

— невозможность в связи с досрочным прекращением полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления применения к ним иной меры ответственности, указанной в заявлении Главы Республики Крым;

— истечение срока, в течение которого к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления могут быть применены иные меры ответственности.

Комитет обращает внимание, что в случае фактического непредставления сведений о доходах депутатом представительного органа местного самоуправления целесообразно руководствоваться следующим.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ в случае неисполнения лицом, замещающим муниципальную должность (в том числе депутатом) обязанности по представлению сведений о доходах, полномочия такого лица прекращаются досрочно. В этой связи Глава Республики Крым направляет соответствующее заявление в представительный орган местного самоуправления, содержащее информацию об отсутствии в распоряжении высшего должностного лица Республики Крым сведений о доходах депутата.

В свою очередь, решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается представительным органом местного самоуправления не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий (часть 11 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ). Днем появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата необходимо считать день поступления в представительный орган муниципального образования соответствующего письма Главы Республики Крым.

Решение о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления иной меры ответственности либо об отказе в ее применении должно быть мотивировано в решении представительного органа муниципального образования.

Копия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления иной меры ответственности либо об отказе в ее применении вручается указанному лицу и направляется Главе Республики Крым в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Комитет также обращает внимание на соответствующие критерии определения меры ответственности за  несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Так, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработан обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/7.

Данный обзор возможно использовать при определении критериев привлечения к ответственности депутатов представительных органов муниципальных образований за совершение коррупционных правонарушений.

Относительно привлечения к ответственности за нарушения запретов и ограничений в сфере противодействия коррупции, лиц замещающих муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования, Комитет отмечает следующее.

Деятельность должностных лиц контрольно-счетных органов муниципальных образований регламентирована муниципальными нормативными правовыми актами Республики Крым, а также Федеральным законом  Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (с изменениями и дополнениями). Статьей 14 указанного закона определены права, обязанности и ответственность должностных лиц контрольно-счетных органов, а также декларирована обязанность должностных лиц контрольно-счетных органов соблюдения ограничений, запретов, исполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ, Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ.

Порядок представления сведений о доходах лицами, замещающими должности в контрольно-счетных органах муниципальных образований Республики Крым, проведения проверок полноты и достоверности представленных сведений и порядок привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения регламентируется положениями Закона Республики Крым от 14 марта 2018 года №ЗРК-479.

Комитет рекомендует в целях профилактики и предупреждения совершения должностными лицами коррупционных правонарушений уполномоченным лицам органов местного самоуправления на постоянной основе осуществлять разъяснительную и консультативную работу с должностными лицами, особенно в преддверии и в период декларационной кампании.

Комитет по противодействию коррупции

Республики Крым

 

 

Аблякимова З.В.

3652544537