prokuratura

Обеспечение прав предпринимателей при изъятии у них имущества в рамках проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий

Обеспечение прав предпринимателей при изъятии у них имущества в рамках проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий

23 Июн 2016, 10:10

Ссылка на первоисточник

 

К нормативно-правовым актам и ведомственным приказам, которыми  руководствуются органы внутренних дел при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в рамках которых может быть изъято имущество, предметы и документы у субъектов предпринимательской деятельности относятся Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 05.07.1995 № 144-ФЗ  «Об оперативно-розыскной деятельности» и приказ МВД Российской Федерации от 01.04.2014 № 199 «Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных издавать распоряжения о проведении указанного гласного оперативно-розыскного мероприятия».

Статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено проведение гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

Основания и условия для указанного выше оперативно-розыскного мероприятия регламентированы указанной Инструкцией.

В соответствии с разделом 2 Инструкции, для принятия решения о проведении обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность, располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный  рапорт.

Подписанное уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел распоряжение о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия в обязательном порядке регистрируется в журнале учета распоряжений о проведении мероприятия, форма которого установлена  указанной Инструкцией.

Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.

Результаты  проведенного обследования зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств оформляются протоколом, который  может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

В протоколе указываются: место и дата проведения обследования, в ходе которого проводилось изъятие, время его начала и окончания с точностью до минуты, должность лица его составившего, фамилия и отчество каждого лица, участвовавшего в обследования, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

Также в обязательном порядке в протоколе указывается перечень изъятых предметов и документов, сведения о технических средствах, использованных при проведении обследования.

При изъятии документов сотрудником, с них изготавливаются  копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого они были изъяты, заверенные копии документов в течении трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

По результатам обследования протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании, которые его подписывают.

После подписания протокола изготавливается его копия, которая  передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись.

По результатам проведенной проверки или предварительного следствия органом дознания, предварительного следствия решается  вопрос о возврате изъятых в ходе проведенных гласных оперативно-розыскных мероприятий имущества, предметов или документов.

В случае установления нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц в связи с принятием органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, правового акта (в данном случае распоряжения), противоречащего закону, прокурор приносит протест или обращается в суд с заявлением, в целях принятия мер по устранению нарушений  закона прокурор вносит представление органу (должностному лицу), осуществляющему оперативно-розыскную деятельность.

При наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор вправе предостеречь соответствующее должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, о недопустимости нарушения закона.

Также при наличии предусмотренных законом оснований о совершении лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, деяния, за которое установлена уголовная ответственность,  выносится мотивированное постановление в порядке ч.2 ст.37 УПК РФ  и направляются материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий орган предварительного расследования.

Прокуратурой республики ежемесячно проводится анализ информации МВД по Республике Крым о проведении оперативными подразделениями таких мероприятий, в т. ч. в ходе которых было изъято имущество, документы юридических или физических лиц.

Характерными нарушениями, которые были выявлены прокурорами, явились: необоснованность изданных распоряжений, несоблюдение порядка  проведения ОРМ, невыдача оригиналов изъятых документов или их заверенных копий, а также соответствующих копий протоколов.

Значительное число нарушений выявлено прокурорами по результатам рассмотрения и проведения проверок по обращениям субъектов предпринимательской деятельности или физических лиц, права которых были нарушены при проведении мероприятий, такой категории.

Законность проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий систематически проверяется прокурорами, а допущенные нарушения не остаются без надлежащего реагирования.

 

Начальник управления по надзору

за уголовно-процессуальной и

оперативно-розыскной деятельностью

прокуратуры Республики Крым

А.С. Морозов